» » Зимник — дорога жизни и смерти

Зимник — дорога жизни и смерти

На огромной территории России большая часть земли находится в условиях Арктики, где нет практически никакой инфраструктуры, и между населёнными пунктами, сёлами и деревнями нет никаких дорог, только направления.

Зимник — дорога жизни и смерти



Фотографии и текст Ивана Дементиевского

Летом населённые пункты окружают дремучие леса и топкие болота, делая путешествие в цивилизацию не просто путешествием, а целой экспедицией, которая северянами воспринимается как норма. Казалось бы, что зимой условия ещё хуже, морозы достигают 50-60 градусов, но тем не менее путешествовать и перевозить грузы по зимним дорогам намного проще, главное — подготовиться к сильным морозам.
Проще? Я бы так не сказал. Путешествуя по зимникам севера Якутии, я часто слышал от самих якутских дальнобойщиков сравнение зимника с дорогой жизни и смерти.

Если бы не зимники, то во многие населённые пункты стало бы невозможно забрасывать топливо, еду и прочие необходимые предметы быта. С другой стороны, работа дальнобойщиком на зимнике — это непрекращающийся экстрим, и во время нашего автопутешествия к морю Лаптевых мы не один раз встречали тех, кто попал в беду на дороге. Мне даже думать не хочется о том, как люди по несколько месяцев живут на зимнике, вызволяя из ледового плена свои автомобили, и через что они при этом проходят.

Зимник — дорога жизни и смерти



Якутские зимники

Немного про дороги, по которым мы ездили. Зимник бывает разным: дорогу прокладывают по болотам, тундре, редколесью и даже по рекам. Зимник, проходящий по замёрзшим рекам, на мой взгляд, самый красивый и самый опасный, но и самый удобный — ехать по льду можно с приличной скоростью, но зато на застывшей реке встречаются пустоты, наледи и провалы.
Часть зимника проходила по рекам с очень живописными берегами. Летом тут и вовсе сказочная красота, а мы, подгоняемые временем и опасаясь не попасть в пургу, проскочили эти края на полном ходу.

Зимник — дорога жизни и смерти



По разбитым таёжным зимникам особенно не погоняешь — кочка на кочке и сверху ещё пара кочек. Бывали дни, когда в день мы проходили всего по 200 с небольшим километров. От бесконечной тряски начинали болеть даже мышцы! Про спину молчу, на остановках приходилось разминаться — мы отжимались, приседали, делали планку и просто ходили, что бы хоть как то размять мышцы. У коллеги начал сбоить ноутбук с обычным жёстким диском (непонятно, от морозов или от тряски). Вещи летали по салону. Отдельно переживал за харддиски, но вроде бы обошлось без последствий — работают.

Зимник — дорога жизни и смерти



Зимник — это не просто направление в снегах и по рекам, это настоящая дорога с указателями и дорожными знаками!


Зимник — дорога жизни и смерти



Море Лаптевых. Безжизненная пустыня, по которой местами можно было разгоняться до 100 км в час! Но, к сожалению, ровных участков без снега было мало. Ожидал увидеть множество торосов, как на белом море в Карелии, но в этом районе море Лаптевых было словно ровный стол. Проехали несколько трещин и больше никаких препятствий на пути не было.


Зимник — дорога жизни и смерти



Если тут запуржит — это очень плохо. В считанные минуты дорогу, вернее направление, по которому едут машины, занесёт, и таким машинам как наши, будет невероятно сложно пробиться хоть куда-нибудь. Этот участок по морю считается самым опасным именно из-за пурги, самым непредсказуемым. На обратном пути из Тикси мы поняли насколько нам повезло. Ночью, пока наша команда отдыхала в гостинице, дул очень лёгкий ветерок, но и его хватило что бы на дороге появились перемёты — частые сугробы. Если бы не отправленная вперёд шишига (Газ-66), пробившая в некоторых местах нам дорогу, пришлось бы покопать.

Зимник — дорога жизни и смерти



Здесь я увидел то, ради чего сюда хочется вернуться и уже в нормальном формате сделать путешествие, а не так как у нас, галопом по якутским просторам ))) Впрочем, я не жалуюсь, автопробеги — это всегда быстро и наскоком. Для нормальной работы и сбора фото- и видео-материала, начинать и заканчивать путешествие надо было не в Иркутске.


Зимник — дорога жизни и смерти



Если пришло время отдохнуть, водитель ищет «карман», ставит туда машину и спит. Все путешественники и дальнобойщики поступают по этому же принципу.


Зимник — дорога жизни и смерти



Зимник — дорога жизни и смерти



Зимник — дорога жизни и смерти



Мчали мы по сверкающей пустыне и вот те на, табличка — море Лаптевых!


Зимник — дорога жизни и смерти



Про опасности на зимниках мы слышали по несколько раз в день, нам вообще рекомендовали не соваться в Арктику и предрекали, что машины наши не пройдут. Я могу отчасти согласиться с этими утверждениями — если бы случилась пурга, у нас были бы проблемы (временного характера). Откопать машину после пурги и куда-то доехать по целине — это своего рода подвиг. Но зимники в Якутии держат в образцовом состоянии — мы в этом убедились. И я думаю, что после пурги снегоуборочная техника быстро расчищает дорогу, по-другому тут и нельзя — зимники это единственная возможность доставить груз до дальних сёл на севере. И ещё очень опасно путешествовать в конце зимы — с потеплением на реках начинает появляться вода, и на обратном пути мы проезжали несколько таких мест.

Зимник — дорога жизни и смерти



В ледяном плену

Мы много слышали про застрявшие машины, нас очень часто предостерегали от необдуманных решений, зимник не прощает ошибок. Но довольно долго мы ехали по зимнику без происшествий и не встречали пострадавших. И где-то уже в Арктике нам встретился первый утопленник, хотя так и не скажешь что утопленник. Провалился этот камаз неглубоко, но тем не менее, встрял надолго. Чтобы его вытащить, надо не одну неделю, и если сам водитель не в состоянии это сделать, приглашают специальных ребят которые это делают быстро, качественно и за весьма немаленькие деньги.

Зимник — дорога жизни и смерти



Как так получается, что машины проваливаются? Случается по-разному. Бывает так, что под снегом не видно воды, и водитель со всего маху попадает в ловушку. Удивительно, но факт: под свежим снегом вода долгое время не замерзает, у нас один оператор случайно наступил на такой снег и намочил свои валенки. Бывает так, что Камаз сильно нагружен, больше меры и лёд не выдерживает. Бывают наледи — это когда вода выходит на лёд, начинает замерзать и потом по ней можно ехать, но лёд не толстый, и машины проваливаются.

Зимник — дорога жизни и смерти



Вот наёмная бригада, которая вымораживет этот КамАЗ. Что значит вымораживает? Под машиной есть лёд. Метр или полметра — этого никто не знает. Для начала, ребята смотрят толщину льда и потом начинают вокруг машины долбить ячейки. Иногда долбят иногда выпиливают бензопилой неглубокий слой льда. Суть в том, чтобы холод добрался до воды и проморозил её глубже. Как промёрзнет, снова долбят. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не выморозят машину целиком. Тогда стенки между ячейками ломают и вытаскивают утопленика.
Иногда случаются такие аварии, что можно пробить лёд до воды, и тогда вся работа идёт коту под хвост — вся ячейка наполняется водой. Если не делать перегородки, вода затопит всю машину целиком, и вся работа начинается сначала...

Зимник — дорога жизни и смерти



Каждый случай индивидуален, но, как правило, если машина провалилась и встала, вытащить её получается не меньше чем за месяц. Иногда люди живут здесь по несколько месяцев, мы встречали и таких...


Зимник — дорога жизни и смерти



На первый взгляд, такую машину уже не восстановить, но это на первый взгляд. Умельцы переберут машину — и она снова начнёт перевозить полезные грузы, хотя трудно сказать, как машина будет работать после таких испытаний.


Зимник — дорога жизни и смерти



Вот ещё один утопленник. Ему повезло меньше, по крайней мере, завяз он во льдах гораздо сильнее.


Зимник — дорога жизни и смерти



Тут хорошо видны ячейки и перегородки между ними.


Зимник — дорога жизни и смерти



Глядя на эту машину, я вспомнил фильмы про катастрофы и обледенения Земли.


Зимник — дорога жизни и смерти



Эти ребята уже не один месяц живут у машины. Она принадлежит ему, и это единственный кормилец семьи, тут всё понятно. Надо успеть вытащить до наступления весны. Если это не сделать, весенний лёд во время ледохода запросто перемелет КамАЗ, и на нём можно ставить крест.


Зимник — дорога жизни и смерти



Этот КамАЗ находится в ледяном плену с января. Да, кажется так. Судя по глубине льда, становится понятно, как долго его вымораживали. Водитель КамаЗА, рассказывая про свою беду, открывал нам дверь кабины — там пол во льду, так глубоко провалилась машина.


Зимник — дорога жизни и смерти



Дальнобойщики в общем то спокойно рассказывают свои истории. Может быть от того, что времени прошло достаточно, может быть они в принципе такие. Вообще, я много повидал в этом путешествии дальнобойщиков, они в принципе ребята спокойные, не то что некоторые джиперы.


Зимник — дорога жизни и смерти



А вот и наша первая наледь. Нам повезло, мы уже знали про неё и знали, что перед нами по ней прошла примерно наших габаритов машина. Но всё равно, первой пошла подготовленная «восьмидесятка», ну а на подстраховке, если даже с ней что-то случится, на подходе шишига. Мы ходили по краям наледи, дальше отвалов, весь пушистый снег скрывал под собой воду. Там ехать было опасно из-за непредсказуемости льда под снегом. Вообще, подобные препятствия на зимниках в одиночку мало кто проходит. Обычно собирается небольшая колонна и уже вместе едут. Если кто-то встанет, его постараются быстро вытащить.

Зимник — дорога жизни и смерти



Зимник — дорога жизни и смерти



Там, где смогла 80-ка, наши неподготовленные машины тоже могли пройти, но потребовалось почистить дорогу от огромных кусков льда.


Зимник — дорога жизни и смерти



От открытой воды и сильного мороза над наледью стоит туман. Весьма живописно и даже сказочно красиво, но вспоминая вмёрзшие в лёд КамАЗы, долго тут тусить и снимать не возникает никакого желания.


Зимник — дорога жизни и смерти



На обратном пути, нам пришлось преодолеть ещё несколько наледей. Судя по всему, скоро зимники закроют до следующего сезона. В этом году в Якутии, говорят, было не так холодно, как обычно и нам очень повезло — мы просто чудом успели проскользнуть и не встретиться с серьёзными проблемами.


Зимник — дорога жизни и смерти


Зимник — дорога жизни и смерти




Источник

Добавить комментарий

    • izbu141izbu58izbu74izbu91izbu132izbu70izbu76
      izbu100izbu138izbu148izbu68izbu97izbu99izbu25
      izbu125izbu20izbu61izbu16izbu60izbu124izbu11
      izbu53izbu1izbu79izbu44izbu31izbu35izbu67
      izbu3izbu4izbu5izbu133izbu66izbu9izbu10
      izbu129izbu13izbu14izbu15izbu16izbu21izbu23
      izbu24izbu81izbu27izbu28izbu30izbu2izbu32
      izbu33izbu34izbu77izbu36izbu37izbu41izbu12
      izbu45izbu46izbu49izbu139izbu54izbu56izbu57
      izbu98izbu62izbu64izbu65izbu8izbu6izbu71
      izbu72izbu73izbu75izbu78izbu80izbu82izbu83
      izbu84izbu85izbu86izbu87izbu88izbu89izbu92
      izbu93izbu94izbu96izbu102izbu103izbu104izbu105
      izbu107izbu108izbu109izbu110izbu111izbu112izbu113
      izbu114izbu117izbu118izbu119izbu120izbu122izbu126
      izbu127izbu130izbu134izbu135izbu136izbu137izbu143
      izbu144izbu145izbu146izbu147
  • Или водите через социальные сети

Интересное в сети




Последние комментарии

Мизантроп
Картинка в оригинале подписана типа-"Оставили пылесос и собаку наедине"
Мизантроп
Та да izbu105
7timon7
izbu141 izbu100
7timon7
izbu100
7timon7
izbu100
Колобок
Цитата: Kara77
Тема писек не раскрыта izbu105


Да и сисек тоже не обнаружилось